«Огонь в сердцах»: бортмеханик Московского авиацентра рассказал свою историю борьбы со стихией
В современном мире сложно представить пожарно-спасательный гарнизон без авиации экстренного реагирования. Так, в столице уже более 20 лет применяются вертолеты Московского авиационного центра, где один из бортмехаников центра Андрей Цуркан обеспечивает пожарную безопасность с воздуха. Его летная история удивительна и разнообразна.
В авиапарке Московского авиационного центра находятся многофункциональные вертолеты Ка-32А и тяжеловес Ми-26Т, которые используют для тушения пожаров. Ежедневно на дежурство заступает три экипажа пожарных вертолетов Ка-32А, два днем и один ночью. В каждом по три человека – командир, второй пилот и бортовой механик. Один из бортмехаников – Андрей Цуркан, его по праву можно назвать героем нашего времени и одним из самых опытных огнеборцев.
«Как и множество мальчишек из моего детства, я мечтал стать летчиком с первых шагов. Вдохновленные пролетающими над головой «кукурузниками», мы с ребятами играли на земле, повторяя все движения самолетов. А по-настоящему я поднялся к облакам впервые на небольшом вертолете – испытанный тогда восторг до сих пор откликается во мне теплым светом», – вспоминает бортмеханик.
Однако попытка поступить в летное училище не увенчалась успехом – юношу, как и множество других абитуриентов, развернули после строжайшей медицинской комиссии. Тем не менее, Андрей не собирался отступать от своих «небесных планов» – сначала пошел в армию в десантные войска, после окончил Московское авиационное училище по специальности «техник» и попал на службу в вертолетный полк. Именно там судьба подарила целеустремленному Андрею шанс осуществить мечту и бороздить воздушные просторы – ему предложили переучиться на бортового механика.
«Конечно, я с радостью согласился и начал летать в составе экипажа! С того далекого 1984 года с вертолетами и небом больше не расстаюсь, – гордо и со всей любовью прокомментировал Андрей Цуркан. – За эти 40 летных лет я освоил разные типы воздушных судов: Ми-2, Ми-8, Ми-24 и Ка-32А. Выполнял множество видов авиационных работ – строительно-монтажные, аварийно-спасательные и поисковые, проводил совместные вылеты с парашютистами и, конечно, тушил пожары. А последние 7 лет – тружусь в Московском авиацентре на вертолетах Ка-32А».
Работа бортмеханика на пожарном вертолете очень ответственна. Требует большой концентрации, стрессоустойчивости, оперативности принятия решений в режиме многозадачности. По словам Андрея, «глаза здесь необходимо иметь даже на затылке», чтобы контролировать обстановку на 360 градусов. При работе на пожаре бортмеханик отвечает за безопасный забор воды и эффективный слив – ведь система пожаротушения находится под вертолетом, и пилоты ее попросту не могут видеть. Плюс есть масса тонкостей полетов в городе: шпили высотных зданий, встречный ветер, большие клубы дыма, в которые нельзя залетать, и многое другое.
«Особенно сложна работа на пожарах в темное время суток. Плохая видимость затрудняет пилотирование, а бортмеханики сталкиваются с эффектом обмана зрения – в темноте расстояние между водосливным устройством и водной гладью кажется существенно меньше. В такие моменты и меня, и пилотов выручают приобретенные на постоянных тренировках навыки и немалый опыт за спиной», – рассказал Андрей Цуркан.
Стоит отметить, что во время работы пожарной авиации к ближайшим от происшествия водоемам выезжает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения авиацентра. Они могут порекомендовать экипажу точку забора воды с достаточной глубиной, ночью подсвечивают поверхность, а также обеспечивают безопасность. Помощь существенная. Плюс ко всему на месте пожара находится и экипаж подвижного пункта управления полетами учреждения. Группа, как правило, выезжает к месту происшествия тогда, когда еще даже неизвестно, будут ли там работать вертолеты. Зато если авиация привлекается, в подвижном пункте управления уже есть вся необходимая информация по пожару и окружению, которую диспетчер и старший дежурный группы выдают пилотам: направление и сила ветра, наличие поблизости возможных препятствий (строительные краны, высотные здания). Еще они координируют работу нескольких вертолетов в режиме «карусель», чтобы экипажи не мешали, а помогали друг другу.
По словам бортмеханика, каждый пожар уникален. Несмотря на многочисленные готовые решения и огромный опыт огнеборцев, там не может быть единого алгоритма действий. Работать всегда нужно, исходя из характера горения.
«Иногда, например, необходим точечный мощный слив прямо «в сердце» огня – тогда мы стараемся зайти на линию пожаротушения на минимальных скоростях, а вот сброс осуществить максимально низко, фактически зависнув на высоте около 50 метров. Ну а если необходимо покрыть большую площадь возгорания, тогда сливать воду будем с большей высоты и на скорости 80-100 километров. Так, например, мы работали во время ликвидации лесных пожаров в Рязанской области – проливали землю длинными линиями, отрезая путь быстрораспространяющемуся пламени. В некоторых случаях нужно совмещать и то, и другое – всегда по-разному», – поделился бортмеханик.
За спиной Андрея Цуркана десятки потушенных пожаров в столице и за его пределами, его профессионализм высоко ценят руководство и коллеги, работу авиатора отметили и в Правительстве Москвы. В 2020 году на торжественном вечере «Молодости нашей нет конца» выдающемуся бортмеханику вручили благодарственное письмо Мэра Москвы в номинации «Не бойся, я с тобой». Это награда для тех, кто может оказаться рядом в беде и способен помочь.
Нельзя не отметить, что Андрею Цуркану почти 70 лет! Мало кому из авиаторов удается остаться на летной должности в таком возрасте. Коллеги смотрят и восхищаются – горящий взгляд, энергичность, бодрость и неиссякаемый оптимизм – все это идеальный образец для подражания.
В летном отряде пилоты Ка-32А про Андрея говорят так: «Мы просто везем, а он тушит». Сам же бортмеханик считает: «Наша сила – в единстве. Качество работы по ликвидации пожаров напрямую зависит от профессионализма, подготовленности, опыта и слаженности всего экипажа. Взаимопонимание достигает феноменального уровня – когда достаточно не то чтобы полуслова или взгляда, а лишь мысли. Если в небе находится именно такой экипаж – ни один пожар «не устоит»!»
Бортмеханик признается, что отчаянно и бесповоротно влюблен в свою работу. И неудивительно, ведь Андрей причастен к великому делу спасения, чувствует себя важной частью команды, видит результаты своего труда и за это испытывает гордость. Согласитесь, когда на страже безопасности Москвы стоят такие профессионалы, жители города могут спать спокойно.